Занятие №1.

Требования  к  экзамену по русскому языку в 9 классе.

Знакомство со сборником текстов для проведения  экзамена  по русскому языку за курс основной школы. Порядок работы над   изложением. Подробное изложение. Сжатое изложение.

 

Цель:

-       познакомить с требованиями к экзамену по русскому языку в 9 классе;

-       познакомить со структурой «Сборника текстов для проведения письменного             экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. М.: Дрофа, 2008г.»

 

  1. I.                  Знакомство уч-ся с положением об итоговой аттестации за курс основной школы по русскому языку.

 

  1. II.               Знакомство уч-ся  со «Сборником текстов…». Учащиеся знакомятся со структурой построения пособия, обращая внимание на количество текстов, на задания. Подчеркиваем, что к каждому тексту дается два задания на выбор: сделать подробный или сжатый пересказ текста с творческим заданием. Но на экзамене в форме ЕГЭ нужно лишь прослушать текст и написать его подробно (не менее 120 слов), творческое же задание приводится ниже, в 3 части экзаменационной работы, и представляет собой написание небольшого по объему сочинения-рассуждения (не менее 90 слов) на основе прослушанного и прочитанного (2 часть экзаменационной работы) текстов.

 

  1. III.           Консультация 1.
    1. Что проверяется и как оценивается изложение?
    2. Можно ли делать записи при чтении изложения учителем?
    3. Изложение: с черновиком или без?
    4. Что значит, пересказать текст подробно?
    5. Что значит, пересказать текст сжато?

 

  1. IV.           Практикум по материалам консультации.

1 вариант: Озаглавить и составить план текста №2 для подробного изложения.

    2 вариант: Сжато изложить текст №2.

 

V.      Домашнее задание:

1-й вариант: записать текст №4 сжато;

2-й вариант: составить план текста №4 для подробного изложения.

 

 

Приложение к занятию  №1, пункт III (консультация 1)

 

                             Что проверяется и как оценивается изложение

                           

   Изложение дает возможность проверить, умеет ли учащийся логично и последовательно излагать свои мысли в соответствии  с заданной темой, уровень его речевой подготовки, а также см. табл. «Критерии оценивания изложения».

 

   Изложение оценивается по следующим критериям:

   №

                          Критерии оценивания изложения

  Баллы

   I

 Содержание изложения

 

И 1

Отражение в изложении содержания исходного текста

 

 

Содержание текста передано без искажений.

      2

 

Допущена 1 фактическая ошибка в передаче содержания исходного текста.

      1

 

Допущено 2 и более фактических ошибок в передаче содержания исходного текста или содержание не передано вовсе.

 

      0

 И 2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения исходного текста

 

 

В работе отсутствуют логические ошибки; правильно использованы языковые средства логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

 

     2

 

В работе допущена 1 логическая ошибка и/или 1 ошибка в использовании языковых средств логической связи; и/или имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

 

     1

 

В работе допущено более 1-й логической ошибки, и/или имеются более 1-й ошибки в использовании языковых средств логической связи; и/или имеются более 1-го нарушения абзацного членения текста.

 

     0

 И 3

Точность и ясность речи

 

 

Учащийся владеет достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

 

     2

 

Учащийся владеет достаточным словарным запасом, однако прослеживается однообразие грамматического строя речи, что не позволяет точно и понятно выразить свою мысль.

 

     1

 

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

 

     0

 

Максимальное количество баллов за изложение по критериям И 1 – И 3

 

     6

 

Приложение к занятию №1, пункт III (консультация 1)

 

                       Можно ли делать записи при чтении изложения учителем?

  Делать записи при чтении изложения можно. Но при первом чтении лучше внимательно прослушать текст, не делая никаких записей. Необходимо проследить главную мысль автора, мысленно выделить все составляющие текст части (абзацы, выделяемые экзаменатором паузами). Это поможет при работе передать авторское членение текста, сохранить последовательность и не исказить содержание. Прослушав текст, надо постараться определить для себя, о чем он. Это поможет  правильно передать основную мысль текста.

   При повторном чтении необходимо попробовать записать: ключевые фразы (слова) каждого абзаца; фактический материал (даты, фамилии, названия). Не надо стараться записывать как можно больше: есть опасность, что, уделив внимание какой-либо одной части, можно пропустить важную информацию из другой. Нужно внимательно слушать  концовку текста – именно там чаще всего содержится главная мысль автора. После чтения надо сформулировать и записать основную мысль и держать ее у себя перед глазами. Это поможет не отклониться от главного.

 

                                                  Изложение: с черновиком или без?

  Черновиком лучше пользоваться – в тексте с исправлениями труднее обнаружить свои ошибки. Соответствие содержанию, правильность фактического материала, последовательность изложения, стиль надо проверять в черновике, орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки – в чистом варианте работы.

  Проверяя изложение, необходимо помнить, что, по утверждению психологов, больше всего ошибок бывает в начале текста, когда человек еще не успел сосредоточиться, и в конце, когда он устал и готов расслабиться. Если нашли ошибку, поискать надо рядом вторую, третью… Как правило, ошибки имеют тенденцию концентрироваться. Обнаруженная ошибка – сигнал, что в этот момент ученика что-то могло отвлечь.

 

                              Что значит, пересказать текст подробно?

    Что значит подробно?  Значит, полно со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.

                               

                              Что значит, пересказать текст сжато?

   Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия.

 

 

 

                                                              

Занятия №2-3.

 

Тематические группы текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. Текст.  Типы речи. Стили речи.

 

     Цель:  

-       разделить тексты для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы на тематические группы;

-       повторить сведения из раздела по развитию речи за курс 5-8 классов  (текст, типы речи, стили речи).

 

    Оформление: портреты артиста Ф.И. Шаляпина и композитора П.И. Чайковского, музыка.

                                                       

I.   Тематические группы текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс  основной школы (составление или заполнение таблицы)

 

 №    п/п

                               Тематическая группа,

                                        подгруппа

            Номера

            текстов

 1

Великие люди: композиторы, артисты

2, 4, 16, 42, 50, 55

 2

Великие люди: русские писатели.

14, 18, 22, 48, 56

 3

Великие люди: художники

23, 35, 36, 44

 4

Великие люди: сподвижники

7, 11, 15, 28, 38, 53, 66

 5

Вопросы нравственности: дружба, мужество, милосердие.

1, 24, 63, 69

 6

Вопросы нравственности: честность, любовь к труду, самореализация.

25, 27, 31, 54, 64, 72

 7

Вопросы нравственности: любовь к Родине, матери.

26, 47, 57

 8

Вопросы нравственности: красота природы.

29, 52

 9

Вопросы нравственности: творчество, красота, культура.

43, 46, 59, 61, 62

 10

Вопросы нравственности: память, преемственность поколений.

17, 32, 33, 45, 65, 68

 11

Легенды.

10, 30, 34, 60

 12

Народная культура.

6, 20, 21, 58, 71

 13

Шедевры древней архитектуры.

9, 13, 37, 39, 51

 14

Иносказательные.

19, 49, 70

 15

Отрывки из произведений классической литературы.

3, 5, 8, 12, 41, 73

 16

О животных.

40, 67

 

 

 

II.    План текста №4 для подробного изложения

                                                          Вдохновение

  1. Утреннее пробуждение. Ожидание встречи с любимым местом – Рудым Яром.
  2. Дорога к Яру.
  3. Предчувствие вдохновения.
  4. Край, обласканный светом.
  5. Рождение чуда.
  6. Он играл, добиваясь ясности мелодии.
  7. Он музыку сочиняет. Это святое дело.

Вопрос: Какой общей темой объединены тексты №2,4? (Они рассказывают о великих русских людях: композиторе П.И. Чайковском и певце, актере Ф.И. Шаляпине).

Давайте послушаем музыкальные произведения великих композиторов.

 

  Чтение  учащимися своего варианта сжатого пересказа по тексту  №4.

 

III. Консультация 2

 

     Примечание: Данная консультация проводится учителем и подготовленными учениками в форме лекции.

 

IV. Практикум.

 

  Устное выполнение творческого задания к текстам №2, 4, 16

 

Вопросы: 1) Определите стиль текстов.

                  2) Какова тема текста №2, №4, №16?

                  3) Какова идея текста №16? Выразите словами из текста.

 

Домашнее задание: Прочитать тексты №42,50,55. Используя информацию из прочитанных текстов, напишите сочинение-рассуждение (не менее 90 слов) на тему: «Случалось ли вам встретиться с подлинно талантливым человеком?»

           

Приложение к занятию №2-3, пункт II (консультация 2)

 

                                   ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ. СТИЛИ РЕЧИ.

1) Текст и тема текста.

   Слово текст (лат.) означает плетение, связь, соединение. Родственным ему является слово текстиль. О людях, плохо владеющих речью, говорят: «Двух слов связать не может».

   Текст – группа предложений, передающая законченную мысль. Предложения в тексте связываются по смыслу и грамматически. Каждый текст имеет содержание, тему, идею. Любой текст можно озаглавить.

   Тема – то, о чем говорится в тексте. Наименьшие составные части темы целого текста называются микротемами. А часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Темы могут быть широкими, общими, узкими, конкретными. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.

    Идея текста (или главная мысль) – то, в чем убеждает вас автор.

    Заглавие. В нем, как правило, отражается тема или идея, или тема и идея одновременно.

    Если высказывание не окончено, текстом оно являться не может.

 

2) Типы речи.

   В русском языке ученые определили три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

  В повествовании рассказывается о последовательных действиях. (Что было вначале? Как дальше развивалось действие. Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.)  Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развертыванию повествования.

       Схема построения повествовательного текста.

  1. Сообщение о месте и времени действия.
  2. Сообщение о действующем лице.
  3. Действия, их особенности и порядок.
  4. Указание на завершение действия.
  5. Вывод.

    Первый и второй пункты могут быть объединены.

    Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Предложения в повествовании, как правило, не бывают слишком длинными и сложно построенными. Повествование может вестись как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого.

  Форма повествования очень распространена в таком жанре литературы, как воспоминания, письма.

    В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). Это можно отразить  в одном рисунке.  Для пейзажа это будет внешний вид деревьев, трав, неба, реки; для портрета – рост, возраст, осанка, походка, выражение глаз, улыбка, внутреннее состояние человека; при описании машины это будет сообщение о ее назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о ее частях, их назначении и взаимодействии.

  Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Для передачи описания используют прилагательные, глаголы чаще используются в форме несовершенного вида, часто прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени. В описании также широко используются синонимы, определения, несогласованные определения; неполные назывные предложения.

   Основные принципы описания:

    а) рассматривать предмет, выделять в нем те детали, части, из описания которых  складывается общая картина;

    б) отбирать признаки с учетом требований стиля (точные, объективные характеристики – для научного  и эмоциональные, конкретные – для художественного);

    в) выбирать соответствующие средства языка.

Помните!   В художественном и научном стилях различен сам подход к выделению в предмете сторон, деталей, которые вы описываете. В научном стиле характеристика должна быть предельно полной, а в художественном стиле акцент делается только на самые яркие детали, позволяющие тем самым создать образ предмета.

   Если в научном описании признаки выражаются преимущественно прилагательными и существительными, то в художественном используются прилагательные с более конкретными значениями, существительные, глаголы, наречия; очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов и т.п. От удачного выбора этих средств зависит качество описания.

        Структура описания:

  1. Общее представление описываемого.
  2. Описание деталей, частей.
  3. Отношение к описываемому.

 

 В рассуждении выявляются причины событий, их связь. (Почему?) Нарисовать это нельзя. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия). Используют наречия.

  Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

   Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

   В нем обычно выделяют 3 части:

   1)  тезис (высказывается какая-то мысль);

   2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы:

       а) …,      б) …,    в) … и т.д., сопровождаемые примерами;

   3)  Вывод, или заключение.

    Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Тезис должен быть четко сформулирован.

   Аргументы – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.

   Важно, чтобы в тексте (и устном выступлении) между тезисом и аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительными для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Не случайно говорят:  факт – упрямая вещь; поставить перед фактом. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на то, что, потому что, так как. Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

 

3) Стили речи.

Описание стилей дается по следующему примерному плану:

1)    Сфера употребления текстов того или иного стиля.

2)    Цель текста, принадлежащего определенному стилю.

3)    Формы речи, в которых реализуются тексты анализируемого стиля.

4)    Наиболее общие свойства текстов определенного стиля.

5)    Анализ особенностей языковых единиц:

а) на фонетическом уровне;

б) на словообразовательном уровне;

в) на морфологическом уровне;

г) на лексическом уровне;

д) на синтаксическом уровне.

6)    Средства связи.

7)    Свойства стилей на текстовом уровне.

Напишите мне!

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© nauka-ekshtein

Сделать бесплатный сайт с uCoz